для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Критика Шостаковича. Статья Сумбур вместо музыки
Добавил: Tiero
Тема: Музыка
Знаменитый советский композитор Д. Д. Шостакович в течение всей своей творческой карьеры неоднократно подвергался суровым нападкам со стороны правительства СССР. В 1930-50-е гг. идеологическая борьба в стране велась с целыми направлениями в искусстве. Обвинению в «формализме» подвергались авторы и советские художники, писатели и музыканты, не показавшие достаточной преданности партийному руководству. Безусловно, и зависть со стороны менее талантливых «коллег по цеху» могла сильно отравить жизнь. В 1932 г. Шостакович окончил вторую оперу – «Леди Макбет Мценского уезда» по известной повести Лескова. "Леди Макбет" стала ярким культурным событием. В январе 1934 г. она была поставлена сразу в двух театрах - ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. Обе премьеры были обласканы критикой. В 1935 г. Шостакович закончил третий балет – «Светлый ручей» на либретто Лопухова и Пиотровского. Балет, легкий, для зрительского восприятия, пользовался популярностью. Но в начале 1936 г. в «Правде» одна за другой были опубликованы две разгромные статьи с резкой критикой Шостаковича. Первая называлась «Сумбур вместо музыки» и была адресовалана «Леди Макбет»: композитора обвиняли в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве».
Статья без подписи по стилистике и терминологии, включая ключевое слово «сумбур», перекликалась с опубликованной днём раньше статьёй «Заметки о конспекте учебника «Новая история», подписанной именами И. В. Сталина, А. А. Жданова и С. М. Кирова. Шостакович был уверен в причастности Сталина к авторству статьи. Настолько резкая, безапелляционная статья с далеко идущими последствиями явно санкционирована на самом высоком уровне руководства. Причиной же статьи была ситуация вокруг оперы — «Тихий Дон», написанной И. И. Дзержинским по роману Михаила Шолохова. Чуть ранее Шостакович в газете «Вечерняя Москва», назвал оперу Дзержинского слабой. Сталин же, лично посетил представление оперы Дзержинского и одобрил её. Появившаяся позже статья «Балетная фальшь» посвящалась «Светлому ручью». В ней Шостаковича критиковали за «кукольное изображение» жизни и формалистический подход к фольклору. Если «Леди Макбет Мценского уезда» обвинялась в сложности, то балет «Светлый ручей» — в легковесности. И оперу, и балет сняли с репертуара. Подавленный Шостакович создает в 1936 г. свою Четвертую симфонию - самую страстную, в ней чувствуется глубокое эмоциональное переживание автора. Оркестр Ленинградской филармонии начал репетиции, но премьера так и не состоялась. Исполнение было запрещено. Впервые она была исполнена, лишь в 1961. Статья «Сумбур вместо музыки» открыла пропагандистскую кампанию против нового, прогрессивного,- в мировом культурном масштабе искусства. После статей «Правды» большинство произведений Дмитрия Шостаковича, написанных до 1936, практически не исполнялось. Многие произведения маэстро дошли до слушателей только в 1974 году. Осенью 1937 в Ленинграде состоялась премьера симфонии №5, которую исполнил оркестр под управлением Е. А. Мравинского. В советской печати это произведение, написанное относительно традиционно, охарактеризовано как «творческий ответ художника на справедливую критику». В произведениях Шостаковича периода 1942-44 годов чувствуется глубина переживаний, связанных с войной и послевоенными тяготами. В симфонии №9 (лето-осень 1945) преобладает настроение «черного юмора». Симфония вызвала неудовольствие официальной критики, ожидавшей от композитора более оптимистического освещения окончания войны. С этого момента Шостакович вновь стал неугодным. После наведения порядка в 1946 году в союзе писателей, сталинские власти взялись за Союз Композиторов. В 1948 году - Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др. обвинялись - в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был изгнан из Московской консерватории. Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, А. А. Жданов. Несмотря на скорую кончину А. А. Жданова, репрессии в стране не прекращались. Это сильно отражалось на творчестве Шостаковича. 1948 году, он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь оказывается под ударом — на сей раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Как и прежде в 1936-37 годах, Шостакович реабилитируется. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» - наглядный образец официального искусства тех времён. Написанная на стихи Е. А. Долматовского, «песнь» звучит о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза. Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу очередную по счёту Сталинскую премию. Вынужденный подчиниться диктату, Дмитрий Шостакович также создает кантату «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) и пишет музыку к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение. Критика Д.Д. Шостаковича - одна из главных причин, по которой маэстро, почти всю жизнь обращался к будущим поколениям, в надежде быть услышанным.
В. Мальцева
Оценка: нет |
Еще по теме:
Предметы эпохи
Советские бренды

Голубой экран. Первые телевизоры Рубин в СССР
В середине 50-х годов в стране начинается активный рост передающей и приемной телесети. Если в 1953 на территории СССР работали только три телецент
Комментариев: 0

Торт «Птичье молоко»
История торта «Птичье молоко» связана с московским рестораном «Прага». Изготовлять его стали с середины 70-х годов. Продава
Комментариев: 0