для выполнения этого действия вам нужно войти или зарегистрироваться. В этом случае история ваших комментариев сохраняется в личном кабинете
Статьи
Станция метро Маяковская Замоскворецкой линиии в Москве. История станции.
Добавил: pluvash
Тема: Метро
Когда в Москве задумали строительство второй очереди метрополитена – от «Площади Свердлова» (ныне «Театральной») до «Сокола» международная обстановка уже отчетливо становилась предвоенной. Руководство страны и города решило делать станции глубокого залегания. Всякий знакомый с самыми древними станциями вспомнит, что на большую часть из них можно попасть по лестнице. А поездкой на прославленных самоходных «лестницах-чудесницах» в год открытия метро можно было только на «Красных воротах», «Дзержинской» («Лубянке») и «Киевской». История показала правоту руководства. В 1941 году одна германская авиабомба пробила мелкий тоннель между «Арбатской» и «Смоленской».
Конечно многие станции метрополитена Сталинской эпохи не транспортные сооружения, а мраморные дворцы, должные вызывать у советских людей веру в пришествие коммунизма. Но «Маяковская» (по первоначальному плану «Триумфальная площадь») была сразу задумана, как особенный шедевр. Глубокая, 33 метра, она стала какой-то особенно «небесной». По проекту архитектора Алексея Душкина своды станции держались на колоннах, отделанных рифленой нержавеющей сталью. Эти стальные полосы были изготовлены, между прочим, на заводе «Дирижабльстрой» и изначально предназначались для неба, а не для подземелья. Но главным украшением сделались мозаичные плафоны из смальты со специальной подсветкой. Они были по эскизам замечательного художника Александра Дейнеки и объединены темой «Сутки советского неба» – самолеты, дирижабли, парашютисты. Своего рода маленькое чудо – спускаешься под землю и видишь самолеты в облачках.
«Маяковская» вместе со всей веткой была открыта 11 сентября 1938 года и поразила не только простых граждан. На следующий год Душкин получил гран-при в оформительской номинации на Международной выставке всяких достижений в Нью-Йорке.
Лишь одно удивляло дотошных пассажиров – москвичей и гостей столицы. Небесная красота, мраморные полы, чистота. Но какая в оформлении художественная связь с известным поэтом, кроме названия станции на стене? Когда в 30-е после получения известного письма хитроумной Лили Брик Сталин назвал Маяковского «талантливейшим поэтом нашей эпохи», власти Москвы поспешили на это отреагировать тем, что Гендриков переулок, где Владимир Владимирович жил, переименовали в переулок Маяковского, а Триумфальную площадь – в площадь того же автора. Почему именно ее? В Театре Сатиры шли пьесы Маяковского, а сам он неоднократно проходил и проезжал по этому месту. Но вот художественное отражение наступило лишь в 1958 году, когда скульптор Александр Кибальников создал статую поэта, которую установили на площади, и бюст, который установили у торцовой стены станции метро.
Станция «Маяковская» больше всего прославилась в 1941 году. С началом авианалетов ее использовали, как бомбоубежище. А позже – иногда, как госпиталь, иногда, как детский сад. Конечно это было надежно – такую глубину и атомной бомбой не пробьешь. Но не очень удобно. Потому что при массовом спуске людей эскалаторы отключали. А они солидной длины. Да и поезда продолжали ходить. Пассажирам порой приходилось лавировать между раскладушками. Так что наиболее вероятной версией таких акций служит показушная. Зато какие снимки получались для публикации в прессе союзников!
Самым знаменитым днем в истории «Маяковской» стало 6 ноября 1941 года. С утра ее закрыли для входа и выхода, а через некоторое время и вся Замоскворецкая линия оказалась действующей лишь для спецпоездов. На платформе были установлены стулья, у торца сделана трибуна и стол для президиума. В фойе разместили гардероб. В вагонах стоящего поезда – буфеты и даже гримуборные для артистов. Они выступали после знаменитого торжественного заседания Моссовета и МГК партии. Прославленнее этого события лишь парад на Красной площади на следующий день. В 19:00 на поезде на заседание прибыл Сталин и другие вожди страны. До сих пор историки расходятся во мнении – с какой стороны? По наиболее распространенной версии, он доехал на машине до станции «Белорусский вокзал», по наиболее таинственной версии – по секретной линии «Метро 2» то ли от «Кировской», где находился бункер Генштаба, то ли прямо со своей дачи в Кунцево.
Трудно сказать, какие еще станции метро в мире удостаивались чести быть местом исторических событий.
В наше время метростроевцам намного легче прокладывать туннели, если использовать современный наземный лазерный сканер и другое gps оборудование для геодезии, примеры которого можно посмотреть по ссылкам.
Павел Кузьменко
Оценка: нет |
Еще по теме:
сортировать по убыванию
Автор: Alex 9 апреля 2012
До сих пор "Маяковская" остается самой красивой станцией московского метрополитена. Локоничная, с высокими сводами... и там всегда немного народа. Или это зрительный эффект?:)
Предметы эпохи
Советские бренды
Лимонады и сиропы Лагидзе. Лимонад не терпит равнодушья
«Воды Лагидзе» - уникальное в советской промышленности предприятие. Процветающий в дореволюционное время завод должен был, как и все на
Комментариев: 0
Стиральная машина полуавтомат Эврика
Одной из самых тяжелых обязанностей молодых родителей была стирка детских подгузников и пеленок. Их нужно было не просто тереть куском серого хозяй
Комментариев: 0